Ход урока:
1.Организационный момент.
Начинаем урок. У нас сегодня на уроке гости. Поприветствуем. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и настроение гостей, которые присутствуют на уроке.
2. Постановка темы и целей урока.
Послушайте стихотворение.
Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Да, это замечательное-
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Сегодня на уроке мы с вами повторим
Все то, что нам известно об имени прилагательном!
3. Повторение теоретических вопросов по теме. Блиц опрос.
— Что такое прилагательное? (Часть речи.)
— Что обозначает прилагательное? (Признак предмета.)
— На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
— С какой частью речи связаны в предложении? (С существительным.)
— Как изменяются прилагательные? (По падежам, числам, в единственном числе по родам.)
— Каким членом предложения чаще всего могут быть прилагательные? (Определением.)
— Как определить число, род и падеж имени прилагательного? (По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится.)
— Как определить безударное окончание прилагательного? (Найти существительное, поставить от него вопрос к прилагательному и по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание прилагательного. ) Но, не всегда(Какой? Широкий), мы будем на следующих уроках подробно об этом говорить.
4. Чистописание.
Сейчас открыли все тетради и записали дату. Сегодня 1 марта. Классная работа. Наконец-то пришла весна! Я поздравляю вас с первым днем весны.
Вашему вниманию предлагаются некоторые соединения букв. Записываем.
ая яя ый ий ой ое ее
ые ие
Посмотрите внимательно на соединения.
А чем являются эти соединения (окончаниями имен прилагательных)?
Разделите соединения на 2 группы. (Первая группа — окончания прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе. Вторая группа – окончании прилагательных во множественном числе.)
5. Продолжаем работать. У нас природный словарь.
Белоносый грач (какие приметы про грачей знаете?)*, вестники
весны, ранняя весна, звонкая капель, длинные сосульки, лазурное
небо (что такое?).
* В честь грачей даже назван один из весенних дней – 17 марта. Его называют «Герасим-грачевник», т.к. при правильном раскладе событий именно в этот день положено появляться в родных краях пернатым предсказателям. Опоздание предвещает долгую и холодную весну, а досрочный прилет и вовсе означает неурожайный год.
6. Работа по теме урока. (Работа с карточками.)
Перед вами карточки с текстом. Давайте прочитаем.
Весна.
Хороша …… весна в лесу! Ярко светит …… солнце. …… облака украшают …… небо. С пригорка зажурчал …… ручеек.
Как можно сделать этот текст более выразительным, интересным (красочным)?
Слова для справок: ранний, весенний, легкий, голубой, говорливый.
Найдите 3 предложение. Скажите какое прилагательное стоит в Им.п., а какое в В.п.?
- Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения;
Записываем предложение. Давайте разберем по членам предложения. Что здесь является грамматической основой предложения? Подчеркнем (по линейке!).
А теперь разберем его по частям речи.
Теперь давайте в скобках запишем хар-ку данного предложения.
(повеств., невоскл., простое, распр., неослож.)
- Выполнить морфологический разбор слова ручеек;
Чем интересно слово ручеек с точки зрения фонетики (Букв 6, звуков 7)? Почему? Какая буква дает 2 звука (ё)?
Ручеёк- сущ., нач.ф.- ручеёк, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Им.п., ед.ч., подлежащие.
- Разобрать по составу слово говорливый;
Какое однокоренное прилагательное с приставкой можно подобрать (разговорчивый, переговорный, безоговорочный)?
Какое однокоренное существительное в уменьшительно-ласкательной форме можно подобрать (говорок)?
Какой суффикс указывает на уменьшительно-ласкательную форму
( -ик-/-ек-, -иц-/-ец, -очк-/-ечк-, -оньк-/-еньк-,-урк-,-ушк-(-юшк-),-инк-,-ышк- (-ишк-))?
Прилагательные изучаем про существительные не забываем!
7. Физкультминутка.
8. Продолжение работы по теме урока.
Работа в сборнике стр.154 упр.283
Я хочу показать вам картину. На ней изображена ранняя весна. Солнце нам дарит лучи! Какие (яркие, золотые, слепящие)?
А что еще может быть золотым?
— золотое кольцо, браслет…
-золотые руки
-золотой человек
-золотая осень
Многозначное слово золотой.
А еще бывают золотые слова, правила…
К понедельнику каждый из вас должен написать по 3 «золотых правила» поведения в школе и вспомнить сказочных героев про которых говорили, что у них «золотые руки» или «золотое сердце».
Объявление оценок.
9.Подведение итогов (Рефлексия).
Урок подходит к концу и я каждого из вас прошу оценить его одним прилагательным. Итак, какую же роль в нашем языкеиграют имена прилагательные (Они нам нужны для красоты и точности описания)?
Всем спасибо за урок! Вы молодцы!